Стратегические направления развития

Сеть

Предусматривается фундаментальная оптимизация сети:

  • в сегменте до 1500 км:
    • повышение скорости,
    • увеличение вместимости;
  • в сегменте от 1500 км:
    • повышение эффективности,
    • внедрение «хабовой» структуры,
    • развитие высокоскоростных магистралей.

Переход на инновационный подвижной состав

Запланировано полное и своевременное обновление парка с постепенным переходом на инновационный подвижной состав (примерно 35 % парка к 2025 году). За период с 2018 по 2025 год планируется обновить почти 7 тыс. вагонов – более трети существующего парка. Также предусматривается замена традиционных вагонов на двухэтажные – до 2025 года планируется закупка более 1 тыс. единиц.

Текущее состояние парка пассажирских вагонов

Парк пассажирских вагонов АО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2017 г. насчитывал 19 386 вагонов. Более 10,3 тыс. вагонов имеют возраст свыше 20 лет.

Одним из основных показателей, дающих представление о техническом состоянии парка пассажирских вагонов, является средний возраст вагонов. По состоянию на 31 декабря 2017 г. средний возраст вагонов парка АО «ФПК» составлял 19,1 лет.

Средний возраст и износ подвижного состава
Типы вагонов Характеристика Средний возраст, лет Средний износ, %
Люкс Также «мягкий» (М) – купе с душем и туалетом 10,1 36,3
СВ СВ (двухместное купе) 19,2 65,0
РИЦ Купейный, европейского габарита 16,2 46,3
МИКСТ Половина люкса, другой СВ 4,0 12,1
К Купейный 18,9 67,6
КБ Купейный с буфетом 22,6 82,3
КР Купейный штабной 20,4 65,9
О Плацкартный 18,3 58,9
МО Межобластной 14,2 50,7
МОР Межобластной с радиокупе 11,5 43,8
Б Багажный 20,2 73,4
БП Багажно-почтовый 34,0 100,0
РТ Вагон-ресторан с плитой на твердом топливе (уголь) 26,5 89,0
РЖ Вагон-ресторан с плитой на жидком топливе 27,7 94,9
РЭ Вагон-ресторан с электроплитой 26,4 70,7
Итого 18,9 63,5

До декабря 2020 года из парка пассажирских вагонов АО «ФПК» планируется исключение по сроку службы более 5 тыс. вагонов. В связи с этим Компания существенно увеличила запланированные ранее объемы инвестиций в обновление подвижного состава для компенсации дефицита вагонного парка.

Вагон

Цели и этапы программы обновления

Для обеспечения потребности в пассажирских перевозках дальнего следования современными вагонами, обеспечивающими повышенный комфорт и безопасность перевозки пассажиров, предусмотрена Программа создания инновационного пассажирского подвижного состава дальнего следования на период до 2025 года, основными целями которой являются:

  • повышение уровня комфорта перевозки пассажиров;
  • расширение спектра предоставляемых пассажирам услуг;
  • омоложение парка пассажирского подвижного состава;
  • внедрение инновационных разработок;
  • применение современных технологий обслуживания пассажиров;
  • повышение эффективности использования подвижного состава;
  • расширение географии пассажирского обслуживания;
  • оптимизация эксплуатационных расходов;
  • внедрение принципиально новой системы технического обслуживания и ремонта для инновационного подвижного состава.

Реализация поставленных целей планируется на трех основных этапах программы:

  • I этап (2017–2019 годы) – обновление технического облика приобретаемого одноэтажного подвижного состава;
  • II этап (2019–2020 годы) – обновление технического облика приобретаемого двухэтажного подвижного состава;
  • III этап (2020–2025 годы) – расширение типажа эксплуатируемого подвижного состава.

Принципы обновления

Инновационный подвижной состав будет обладать более совершенным дизайном вагонов, который характеризуют:

  • персональное пространство и приватность отдыха;
  • просторный салон и свобода движения;
  • низкопольная посадка, безбарьерность;
  • выделение зон для багажа;
  • высокая техническая оснащенность;
  • развитие информационных технологий («Цифровая железная дорога»).

Питание мобильных устройств, бесперебойный высокоскоростной доступ к сети Интернет и к поездному мультимедийному порталу с контентом, персонифицированное управление климатом в купе и экологически чистые туалетные комплексы будут являться обязательными атрибутами новых вагонов.

В оптимизацию парка подвижного состава АО «ФПК» на долгосрочную перспективу заложены следующие принципы:

  • после 2020 года традиционные плацкартные и купейные вагоны не закупаются;
  • плацкартные вагоны замещаются вагонами с местами для сидения на коротких маршрутах и двухэтажными купейными на длинных маршрутах;
  • купейные вагоны замещаются инновационными (в том числе двухэтажными) вагонами;
  • инновационные вагоны закупаются с последовательным увеличением объемов закупки по мере объективного доказательства их успешности.

Ожидаемые результаты

По итогам I и II этапов программы:

  • внедрение передовых технических решений;
  • новый уровень комфорта пассажирских перевозок;
  • достижение баланса комфорта и пассажировместимости;
  • переход к малолюдным технологиям обслуживания пассажиров;
  • повышение экономичности и энергоэффективности.

По итогам III этапа программы:

  • использование одного и того же подвижного состава на участках с различными видами электроснабжения;
  • снижение потребности в локомотивной тяге;
  • снижение времени на технологические нужды на станциях смены рода тока;
  • возможность пассажирского обслуживания неэлектрифицированных участков по сквозной технологии;
  • возможность разделения секций поезда по разным маршрутам движения в пути следования;
  • расширение географии пассажирского обслуживания при минимальных дополнительных затратах;
  • следование от начальной до конечной точки маршрута без смены локомотива, без экипировки и без технического осмотра;
  • высокая технологичность при проведении плановых видов обслуживания и ремонта;
  • сокращение расходов на аренду локомотивов с экипажем за счет наличия в составах поездов собственных тяговых средств;
  • уменьшение загрузки горловин пассажирских и пассажирских технических станций за счет исключения рейсов по подаче/уборке поездных локомотивов в/из депо;
  • сокращение расходов за счет обслуживания инновационного состава в едином депо;
  • исключение необходимости использования маневровых локомотивов.
Ласточка

Продукт

Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение, предусматривающее:

  • три типа поездов: дневной экспресс, ночной поезд, традиционный поезд;
  • три класса обслуживания: эконом, комфорт, бизнес.

Старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов до их полного выбытия планируется выделить в отдельный временный бренд «эконом-бюджет».

Мультимодальность

Предполагается формирование комплексных бесшовных решений при помощи агрегации автобусных и авиабилетов (по код-шерингу). Железнодорожная сеть станет базой для формирования пассажирских мультимодальных цепочек с участием всех видов транспорта.

Прочие виды деятельности и смежные бизнесы

Для повышения рыночной устойчивости предусматривается диверсификация деятельности, а также развитие бизнесов, улучшающих доходность перевозок:

  • сервисы для пассажиров;
  • сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
  • логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.

Целевая бизнес-модель

Проект целевой бизнес-модели, заложенный в новой Стратегии развития АО «ФПК» до 2030 года. Параметры могут быть скорректированы по итогам рассмотрения документа Советом директоров.

Ключевые задачи на 2018 год

Ключевыми задачами АО «ФПК» на 2018 год являются:
Вокзал