Анализ операционных результатов

Отчетный год был более благоприятным для АО «ФПК», чем 2016 год.

В 2017 году темп роста количества перевезенных пассажиров составил 101,4 % к уровню 2016 года, в том числе в регулируемом сегменте – 95,6 %, в дерегулированном – 113,3 %.

Компания стимулировала спрос на пассажирские перевозки, сохранив тарифы на уровне 2016 года, при этом в пик перевозок средняя доходная ставка в купейных вагонах составила:

  • в июле – 95,9 %;
  • в августе – 96,1 % к соответствующему уровню 2016 года.

Объемные показатели

За 2017 год поездами АО «ФПК» было отправлено 90,5 млн пассажиров (101,4 % к уровню предыдущего года). В поездах формирования странами СНГ и Балтии было перевезено 4,7 млн пассажиров (102,0 % к уровню 2016 года).

Объемные показатели
Показатели 2015 2016 2017 Тем роста 2017/2016, %
Общий пассажирооборот на железнодорожном транспорте, млрд пасс.-км 86,1 89,5 87,0 97,2
Пассажирооборот в поездах АО «ФПК», млрд пасс.-км 81,1 85,1 82,8 97,3
Дерегулированный сегмент 24,2 26,0 28,1 108,4
Во внутригосударственном сообщении 22,7 24,3 26,5 109,1
В межгосударственном сообщении 1,6 1,7 1,7 98,1
Регулируемый сегмент 56,9 59,1 54,6 92,4
Пассажирооборот в поездах стран СНГ и Балтии, млрд пасс.-км 4,9 4,4 4,2 95,5
Перевезенные пассажиры, млн пассажиров 91,3 93,8 95,1 101,4
Дерегулированный сегмент 30,3 31,1 35,2 113,3
Регулируемый сегмент 60,9 62,7 59,9 95,6
Средний состав поезда, ваг. 12,7 12,7 12,8 100,8

Всего пассажирооборот составил 87,0 млрд пасс.‑км или 97,2 % к уровню прошлого года, в том числе в поездах собственного формирования – 82,8 млрд пасс.-км или 97,3 % к уровню прошлого года.

В регулируемом сегменте объем перевозок поездами Компании составил 92,4 % от уровня 2016 года, в дерегулированном – 108,4 %.

Динамика основных объемных показателей за 2017 год
Финансовые результаты

Доходы от основной деятельности за 2017 год составили 216,2 млрд руб., что на 7,5 % выше уровня 2016 года.

Расходы от основной деятельности увеличились до 210,0 млрд руб. или на 1,4 % к уровню 2016 года.

Субсидии из федерального бюджета были получены в размере 7,8 млрд руб., что на 11,1 млрд руб. меньше, чем в 2016 году. Это обусловлено снижением ставки НДС на перевозки пассажиров в дальнем следовании с 10 до 0 % для обеспечения сбалансированности потребности АО «ФПК» в субсидиях на перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом государством сегменте.

Показатель EBITDA с учетом субсидий вырос до 27,0 млрд руб., что выше уровня 2016 года на 2,7 млрд руб.

Чистая прибыль по итогам года увеличилась на 49 % до 7,9 млрд руб.

Динамика чистых активов, млрд руб.
Показатель 2015 2016 2017
Чистые активы 181,2 186,1 194,0

Долгосрочные обязательства Компании выросли с 19,4 млрд до 24,0 млрд руб., или на 23,3 %, что обусловлено ростом объема долгосрочных кредитов, направленных на финансирование Инвестиционной программы, на 4,3 млрд руб.

Краткосрочные обязательства выросли до 32,5 млрд руб., или на 2,3 млрд руб. по сравнению с 2016 годом. Рост обусловлен увеличением кредиторской задолженности.

Финансовые результаты, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017 Темп роста 2017/2016, %
Доходы всего 181,2 201,2 216,2 107,4
Доходы от пассажирских перевозок 160,0 180,1 193,7 107,5
Доходы от прочих видов деятельности 21,2 21,1 22,5 106,7
Расходы всего 199,0 207,1 210,0 101,4
Расходы по пассажирским перевозкам 183,6 191,8 194,4 101,3
Расходы по прочим видам деятельности 15,4 15,3 15,6 101,8
Операционная прибыль –17,8 –5,9 6,2
Операционная прибыль по пассажирским перевозкам –23,6 –11,7 –0,7
Операционная прибыль по прочим видам деятельности 5,9 5,8 7,0 119,4
Прочие доходы 28,8 23,0 14,0 60,9
Субсидии из федерального бюджета 24,7 18,9 7,8 40,9
Прочие расходы 8,6 8,7 9,3 107,3
Результат от прочих доходов и расходов 20,2 14,3 4,7 32,8
Прибыль (убыток) до налогообложения 2,4 8,5 10,9 129,2
EBITDA с учетом субсидий 18,6 24,3 27,0 111,2
Рентабельность по EBITDА с учетом субсидий 9,0 % 11,0 % 13,0 %
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства 2,3 3,2 3,0 95,3
Чистая прибыль/убыток 0,1 5,3 7,9 149,6
Рентабельность по чистой прибыли 0,08 % 2,63 % 3,66 % 1,03 п. п. 1,03 п. п.

Доходы

Доходы Компании от основной деятельности за 2017 год составили 216,2 млрд руб., что выше уровня 2016 года на 7,5 % при общем снижении объема перевозок на 2,8 % к достигнутым показателям прошлого года.

Динамика доходов от основной деятельности, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017 Темп роста 2017/2016, %
Доходы по основной деятельности 181,2 201,2 216,2 107,5
Доходы от пассажирских перевозок 160,0 180,1 193,7 107,5
В дерегулированном сегменте 73,9 85,6 95,1 111,1
В вагонах СВ, купе 58,5 70,2 81,0 115,4
Международные перевозки 15,4 15,4 14,1 91,5
В регулируемом государством сегменте 86,1 94,5 98,6 104,3
От перевозки пассажиров 79,2 87,7 91,6 104,5
В плацкартных вагонах 74,8 82,5 85,6 103,7
В общих вагонах 4,5 5,2 6,0 116,1
От перевозки багажа, грузобагажа и почты 6,9 6,8 7,0 102,8
Доходы от прочих видов деятельности 21,2 21,1 22,5 106,7
Ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов 2,2 2,1 1,9 90,6
Оказание дополнительных сервисных услуг в поездах 11,3 11,3 11,7 103,5
Сервисное обслуживание 2,9 3,1 3,3 105,7
Пользование постельными принадлежностями в поездах 7,7 8,2 8,4 103,1
Прочие виды бизнеса (аренда имущества, агентское вознаграждение по договорам) 7,8 7,7 8,9 115,8

Доходы от пассажирских перевозок

Доходы от перевозки пассажиров за 2017 год составили 193,7 млрд руб., что выше уровня 2016 года на 7,5 %. Одним из основных факторов роста объема доходов стала дополнительная индексация тарифов на 10,0 % к уровню 2016 года в связи с принятием решения Правительства Российской Федерации об установлении нулевой ставки НДС на услуги по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Следует отметить, что при всех изменениях цена для пассажира осталась неизменной.

Во внутригосударственном сообщении в вагонах СВ и купе доходы составили 81,0 млрд руб., что выше уровня 2016 года на 15,4 %. Рост доходов обусловлен эффектом от обнуления ставки НДС и увеличением пассажирооборота на 9,1 % к уровню 2016 года за счет применения маркетинговых инициатив (предоставление скидок на проезд).

В 2016 году сохранилась неблагоприятная тенденция уменьшения объема пассажиропотока в международном сообщении, в основном по поездам стран СНГ и Балтии (сокращение на 4,5 % к уровню 2016 года), что привело к снижению доходов до уровня 14,1 млрд руб. (91,5 % к уровню 2016 года).

Во внутригосударственном сообщении доходы от перевозки пассажиров в регулируемом сегменте составили 91,6 млрд руб. Причинами прироста доходов на 4,5 % к уровню 2016 года явились индексация тарифа на 3,9 % и эффект от обнуления ставки НДС на фоне снижения пассажирооборота на 7,6 % к уровню 2016 года.

Доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты выросли до 7,0 млрд руб. (прирост к уровню 2016 года на 2,8 %), что обусловлено комбинированным эффектом индексации тарифа на 3,9 % и незначительного сокращения оборота грузобагажа в собственных и арендованных багажных вагонах на 2,8 %.

Доходы от прочих видов деятельности

Прочие виды деятельности включают в себя:

  • услуги по ремонту подвижного состава клиентов;
  • оказание дополнительных сервисных услуг в поездах;
  • сдачу в аренду движимого и недвижимого имущества;
  • прочие услуги.
Структура доходов от прочих видов деятельности, %

Доходы от прочих видов деятельности в 2017 году составили 22,5 млрд руб., что на 6,7 % выше уровня 2016 года.

При этом за 2017 год потребность в аренде пассажирских вагонов сторонним клиентам увеличилась на 37,0 % к факту 2016 года, а в ремонте подвижного состава клиентов уменьшилась на 9,4 % к факту 2016 года.

В общем объеме доходных поступлений доля доходов от прочих видов деятельности составляет порядка 10,4 % в 2017 году против 10,5 % в 2016 году.

Расходы

Расходы по перевозочной деятельности

По результатам работы за 2017 год расходы по перевозочной деятельности составили 194,4 млрд руб. с приростом к уровню прошлого года на 1,4 %.

Расходы по элементам, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017 Темп роста 2017/2016, %
Затраты на оплату труда 28,2 29,9 30,4 101,5
Отчисления на социальные нужды 7,7 8,1 8,4 103,6
Материалы 5,0 5,5 5,5 99,0
Топливо 0,6 0,6 0,6 104,6
Электроэнергия 0,3 0,4 0,4 107,6
Прочие материальные затраты 18,7 19,2 18,5 96,2
Прочие 110,5 115,7 118,2 102,2
Оплата услуг инфраструктуры и аренда локомотивов 101,6 106,9 110,0 102,9
Амортизация 12,5 12,5 12,6 100,9
Расходы всего 183,6 191,8 194,4 101,4

Затраты на материалы уменьшились на 1 %, прочие материальные затраты – на 3,8 %.

Больше всего выросли затраты на топливо – прирост 4,6 % к предыдущему году. На 2,9 % выросли затраты на оплату услуг инфраструктуры и аренду локомотивов.

Расходы на оплату труда увеличились на 1,5 %, отчисления на социальные нужды – на 3,6 %.

Структура расходов по перевозочной деятельности за 2017 год, %

Расходы по прочим видам деятельности

За 2017 год расходы по прочим видам деятельности составили 15,6 млрд руб., прирост к уровню 2016 года составил 1,9 %.

Увеличение обусловлено ростом расходов по аренде подвижного состава в связи с увеличением количества заявок на аренду пассажирских вагонов в рамках проведения Кубка конфедерации FIFA–2017, а также для нужд силовых министерств и ведомств Российской Федерации.

Программа капитального ремонта основных средств
Затраты на капитальный ремонт основных средств, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017 Темп роста, %
Капитальный ремонт основных средств 5,4 5,7 5,2 91,0
Сторонними организациями 4,7 4,5 3,7 81,8
Вагоны 4,4 4,3 3,5 81,8
Здания и сооружения 0,3 0,2 0,2 82,1
Собственными силами (вагоны) 0,7 1,2 1,5 125,8

Фактические расходы на капитальный ремонт основных средств составили 5,2 млрд руб. (91,0 % к уровню 2016 года), в том числе:

  • 3,5 млрд руб. – капитальный ремонт пассажирских вагонов, выполняемый сторонними организациями (81,8 % к уровню 2016 года);
  • 1,5 млрд руб. – капитальный ремонт пассажирских вагонов, выполняемый собственными силами (125,8 % к уровню 2016 года);
  • 0,2 млрд руб. – капитальный ремонт зданий, сооружений и оборудования (82,1 % к уровню 2016 года).
Оптимизация затрат

В связи с сокращением объема пассажирооборота и в целях повышения эффективности Компанией разработана Программа оптимизации затрат АО «ФПК» в 2017 году (утверждена решением Совета директоров АО «ФПК», далее – Программа), предусматривающая сокращение расходов утвержденного бюджета на 4,384 млрд руб.

Исполнение плана Программы по сокращению расходов составило 106,1 % от запланированного уровня (4,652 млрд руб.).

Программа оптимизации затрат АО «ФПК» в 2017 году, млрд руб.
Мероприятия 2016 2017 Темп роста 2017 к 2016, %
Изменение нормативов, технологических процессов 0,573 0,625 109,1
Оптимизация маршрутной сети 1,044 1,074 102,9
Оптимизация численности и повышение производительности труда 1,452 1,537 105,9
Повышение энергоэффективности и оптимизация расходов на топливно-энергетические ресурсы 0,031 0,034 106,7
Повышение эффективности, оптимизация основных фондов и производственных мощностей 0,089 0,078 88,3
Сдерживание роста стоимости потребляемых услуг 1,166 1,226 105,2
Снижение объема закупаемой продукции/услуг 0,029 0,079 272,1
Итого 4,384 4,652 106,1
Среднесписочная численность СОТРУДНИКОВ и программа по оптимизации
Показатель 2016 2017 %, +/– к 2016
Пассажирооборот в поездах формирования АО «ФПК», млрд пасс.-км 85,1 82,8 97,3
Среднесписочная численность всего, человек, в том числе: 63 109 60 724 –2 385
на перевозках 58 071 55 189 –2 882
на прочих видах деятельности 5 038 5 535 497
Производственный персонал 55 702 53 664 –2 038
на перевозках 51 136 48 608 –2 528
на прочих видах деятельности 4 566 5 056 490
Управленческий персонал 7 407 7 060 –347
на перевозках 6 936 6 581 –354
на прочих видах деятельности 472 479 7
Производительность труда сотрудников на перевозках, тыс. пасс.-км на человека 1 465 1 500 102,4
в том числе производственного персонала на перевозках 1 664 1 703 102,4
Производительность труда основной деятельности, тыс. руб. на человека 3 188 3 348 105,0
в том числе на перевозках 3 465 3 917 113,0

В соответствии с разработанными мероприятиями в 2017 году на перевозках высвобождено 2 882 человека (5 %).

На прочих продажах среднесписочная численность сотрудников в увязке с высокой рентабельностью выполняемых работ и учетной политикой отражения затрат, связанных с проведением Кубка конфедераций по футболу, составила 5 535 человек с ростом к прошлогоднему уровню на 497 человек (9,9 %).

В целом по всем видам деятельности численность производственного персонала снижена на 2 038 человек (3,7 %), управленческого персонала – на 347 человек (4,7 %).

За счет реализации мероприятий по оптимизации контингента производительность труда в натуральном выражении повышена к прошлогоднему уровню на 2,4 % несмотря на снижение объемов пассажирооборота на 2,7 % к уровню 2016 года.

Производительность труда в стоимостном выражении, объективно отражающем увязку трудовых затрат с изменившимися условиями работы по всем видам деятельности, повышена к прошлогоднему уровню на 5 %, что соответствует целям обеспечения эффективности перевозок.

При увеличении объемов перевозок на 2 % за период 2015–2017 годов рост производительности труда в натуральном выражении составил 112,4 % с обеспечением роста эффективности перевозок на 22,9 % в стоимостном выражении к уровню 2015 года.

Прочие доходы и расходы

Финансовый результат от прочих доходов и расходов составил 4,7 млрд руб.

Основными доходными поступлениями в составе прочих доходов стали субсидии из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах. В 2017 году по результатам перевозочной деятельности из федерального бюджета получено субсидий в размере 7,8 млрд руб. (снижение на 11,2 млрд руб. к уровню 2016 года).

Существенный вклад в формирование доходной части бюджета прочих доходов и расходов внесло получение процентов по банковским депозитам и процентов, начисленных на остатки денежных средств на расчетных счетах. В 2017 году за счет эффективного управления ликвидностью получено 1,3 млрд руб. (138,4 % к уровню 2016 года).

В структуре прочих расходов основной статьей являются расходы по процентам, начисленным к уплате за пользование кредитами в размере 2,3 млрд руб. (рост к уровню 2016 года составил 114,7 %), а также расходы по эквайрингу, инкассации и расчетно-кассовому обслуживанию за отчетный период, которые составили 1,9 млрд руб. (рост к уровню 2016 года составил 103,9 %).

В связи с недостаточностью выделения бюджетных средств создан резерв по сомнительным долгам на задолженность по компенсации потерь в доходах, возникающих от перевозки обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, в размере 1,8 млрд руб.

Долговая политика

Основные принципы привлечения заемного финансирования определены Положением о долговой политике АО «ФПК».

Долговая политика АО «ФПК» соответствует Единому корпоративному стандарту холдинга «РЖД» по сделкам заемного финансирования для обеспечения денежными ресурсами инвестиционной и текущей деятельности.

Положением о долговой политике АО «ФПК» определены следующие значения ковенантов:

Наименование ковенантов Лимит 2017
Структура долга (соотношение краткосрочных займов к общему заемному финансированию) Не более 0,4 0,11
Долговое покрытие (соотношение чистого долга к EBITDA с учетом субсидий) Не более 2,5 0,4
Процентное покрытие (соотношение EBITDA с учетом субсидий к чистым расходам на уплату процентов) Не менее 4,0 26,2
Структура капитала (соотношение общего заемного финансирования к собственному капиталу) Не более 1,5 0,1

В 2017 году АО «ФПК» привлекло 17 млрд руб. заемных средств, из которых 7 млрд руб. были направлены на ликвидацию кассовых разрывов в результате ярко выраженной сезонности пассажирских перевозок, и 10 млрд руб.  на финансирование долгосрочных проектов, входящих в Инвестиционную программу и рефинансирование части текущего кредитного портфеля.

По состоянию на 31 декабря 2017 г. кредитный портфель Компании составил 22,8 млрд руб.

Поезд
Валюта баланса

Валюта баланса за 2017 год выросла на 14,7 млрд руб., или на 6,2 %.

Основные статьи баланса, млрд руб.
 Показатели 2015 2016 2017 2017/2016
Изменение Темп роста, %
Внеоборотные активы 206,7 208,6 220,7 12,1 105,8
Оборотные активы 23,4 26,7 29,3 2,6 109,8
Активы 230,2 235,3 250,0 14,7 106,2
Капитал и резервы 180,6 185,6 193,5 7,9 104,2
Долгосрочные обязательства 14,7 19,4 24,0 4,6 123,3
Краткосрочные обязательства 34,9 30,2 32,5 2,3 107,5
Пассивы 230,2 235,3 250,0 14,7 106,2
Динамика показателей баланса, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017
Капитал и резервы 180,6 185,6 193,5
Долгосрочные обязательства 14,7 19,4 24,0
Краткосрочные обязательства 34,9 30,2 32,5
Внеоборотные активы 206,7 208,6 220,7
Оборотные активы 23,4 26,7 29,3
Внеоборотные активы, млрд руб.
Оборотные активы, млрд руб.
Динамика пассивов, млрд руб.

Долгосрочные обязательства АО «ФПК» на 31 декабря 2017 г. составили 24,0 млрд руб., в том числе кредиты и займы – 20,5 млрд руб.

Акционерный капитал

Размер акционерного капитала АО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2017 г. составил 165,5 млрд руб. Он состоит из 165 461 040 539 обыкновенных именных бездокументарных акций одинаковой номинальной стоимостью 1 руб. каждая.

В 2017 году АО «ФПК» начало очередную процедуру дополнительной эмиссии акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая в количестве 6 500 000 (шесть миллиардов пятьсот миллионов) штук.

27 декабря 2017 г. проведена операция в реестре владельцев ценных бумаг АО «ФПК» по зачислению на лицевой счет ОАО «РЖД» обыкновенных именных бездокументарных акций дополнительного выпуска в полном объеме.

Чистые активы
Динамика чистых активов, млрд руб.

Чистые активы Компании в отчетном году увеличились на 4,1 % и составили 194,0 млрд руб.

Дебиторская и кредиторская задолженность

Дебиторская задолженность на 31 декабря 2017 г. составила 12,09 млрд руб.

Задолженность по налогам и сборам в структуре дебиторской задолженности составила 70,5 %, или 8,53 млрд руб.

Доля дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам (кроме перевозок) по состоянию на конец 2017 года составила 6,8 %, или 0,82 млрд руб. По сравнению с данными на конец предыдущего года объем задолженности сократился на 31,9 %, или 0,39 млрд руб. Наибольший удельный вес в общем объеме имели:

  • задолженность за оказанные услуги по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава – 0,26 млрд руб., или 31,7 %;
  • задолженность за предоставление в аренду подвижного состава и недвижимого имущества – 0,28 млрд руб., или 34,1 %.

Доля дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам по пассажирским перевозкам по состоянию на 31 декабря 2017 г. составила 9,5 %, или 1,15 млрд руб. Объем задолженности соответствует условиям заключенных договоров.

Авансы, выданные по состоянию на 31 декабря 2017 г., составили 3,7 %, или 0,45 млрд руб.

Динамика дебиторской задолженности, млрд руб.
Дебиторская задолженность 31 декабря 2015 г. 31 декабря 2016 г. 31 декабря 2017 г.
Покупатели и заказчики (кроме перевозок) 0,91 1,21 0,82
Покупатели и заказчики (за перевозки) 1,00 1,10 1,15
Авансы выданные 0,70 0,48 0,45
Налоги и сборы 1,72 3,53 8,53
Прочая дебиторская задолженность 0,92 0,74 1,14
Всего 5,25 7,06 12,09

Кредиторская задолженность на конец декабря 2017 года к соответствующей дате 2016 года увеличилась на 10,6 % до 24,43 млрд руб.

Наибольшую долю кредиторской задолженности составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 10,22 млрд руб., или 46,3 %.

Авансы, полученные за перевозки по состоянию на конец 2017 года, составили 35,4 %, или 7,82 млрд руб.

Динамика кредиторской задолженности, млрд руб.
Кредиторская задолженность 31 декабря 2015 г. 31 декабря 2016 г. 31 декабря 2017 г.
Задолженность поставщикам и подрядчикам 10,88 9,22 10,22
Задолженность перед персоналом организации 1,36 1,42 1,46
Налоги и сборы, социальное страхование 1,74 1,77 1,65
Авансы, полученные по прочим видам деятельности 0,23 0,16 0,64
Авансы, полученные за перевозки 7,99 7,48 7,82
Прочая задолженность 2,17 2,04 2,64
Всего 24,37 22,09 24,43

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской является дополнительным источником финансирования для Компании. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности составило 0,49 на конец отчетного года.

Движение денежных средств

По состоянию на 31 декабря 2016 г. остаток денежных средств и их эквивалентов (с учетом краткосрочных депозитов) составил 15,4 млрд руб.

Операционный денежный поток

За 2017 год поступления по операционной деятельности составили 254,2 млрд руб., в том числе поступления из федерального бюджета – 7,8 млрд руб.

Основной объем поступлений (77 %) – поступления от пассажирских перевозок, которые составили 195,7 млрд руб. без учета транзитных платежей.

Выплаты по операционной деятельности составили 250,0 млрд руб. Затраты, связанные с оплатой услуг инфраструктуры и арендой локомотивов, составили 129,7 млрд руб., или 51,9 % операционных выплат.

Чистый денежный поток по операционной деятельности составил 4,1 млрд руб.

Структура денежных средств по операционной деятельности, млрд руб.
Показатели 2015 2016 2017
Чистый денежный поток 15,4 17,0 4,1
Поступления денежных средств 258,0 262,8 254,2
Отток денежных средств 242,5 245,8 250,0

Инвестиционный денежный поток

Выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности (финансирование инвестиционной программы) составили 29,2 млрд руб.

В отчетном периоде 27,5 млрд руб. (94,2 %) инвестиций было направлено на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава, в том числе:

  • на приобретение новых пассажирских вагонов – 21,4 млрд руб.;
  • на модернизацию пассажирского подвижного состава – 6,1 млрд руб.

Отрицательный денежный поток по инвестиционной деятельности составил 27,5 млрд руб.

Финансовый денежный поток

По итогам 2017 года поступления по финансовой деятельности составили 43,9 млрд руб., из них 38,8 % – привлечение заемных средств.

Отток по финансовой деятельности составил 22,6 млрд руб., в том числе:

  • выплата процентов по кредитам и займам – 2,2 млрд руб.;
  • погашение кредитов и займов – 13,9 млрд руб.

Чистый денежный поток по финансовой деятельности составил 21,3 млрд руб.

Отрицательный денежный поток АО «ФПК» по итогам отчетного периода составил 2,2 млрд руб.

Остаток денежных средств и их эквивалентов (с учетом краткосрочных депозитов) на 31 декабря 2017 г. составил 13,3 млрд руб.

Финансовый анализ

Показатели 2015 2016 2017
Ликвидность
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,32 0,51 0,41
Коэффициент текущей ликвидности 0,67 0,88 0,90
Коэффициент финансовой независимости 0,78 0,79 0,77
Рентабельность, %
Рентабельность продаж с учетом субсидий 3,35 5,94 6,25
Рентабельность собственного капитала (ROE) 0,08 2,85 4,09
Рентабельность активов с учетом субсидий (ROA) 0,06 2,25 3,16
Обязательства
Доля обязательств в валюте баланса 0,22 0,21 0,23
Уровень финансового рычага (платные заемные/собственные средства) 0,27 0,27 0,29
Общий долг / EBITDA с учетом субсидий 0,87 0,81 0,85
Общий долг / Выручка с учетом субсидий 0,08 0,09 0,10
Сотрудник РЖД