Обзор рынка При подготовке раздела использовались данные Росстата: http://www.gks.ru.

За 2017 год количество отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении увеличилось на 1,4 %.

Макроэкономическое окружение

Основные показатели развития экономики ( % к соответствующему периоду 2016 года)
Показатели 2017
ВВП 101,5
Индекс потребительских цен 103,7
Инвестиции в основной капитал (9 месяцев 2017 года) 104,2
Реальные располагаемые денежные доходы населения 98,3
Реальная заработная плата 103,4
Уровень безработицы (доля в % по состоянию на конец декабря) 5,1
Оборот розничной торговли 101,2
Объем платных услуг населению 100,2

По итогам 2017 года наблюдалось значительное снижение инфляции и увеличение ВВП: индекс потребительских цен снизился до 3,7 % (годом ранее инфляция составила 7,1 %), темп прироста ВВП составил 1,5 %.

Динамика инвестиций в основной капитал перешла в положительную область (+4,2 %). Увеличились инвестиции крупных и средних предприятий в торговлю, социальные объекты и транспорт (за исключением трубопроводного). При этом основным ресурсом для финансирования инвестиций по-прежнему остаются собственные средства компаний.

Прирост реальной заработной платы составил 3,4 %, что обусловлено как улучшением динамики номинальных заработных плат, так и рекордными показателями инфляции. Реально располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,7 %.

Росту заработных плат способствовала ситуация на рынке труда. Уровень безработицы сократился с 5,6 % в январе до 5,1 % в декабре 2017 года.

Российский транспортный рынок

На российском транспортном рынке в 2017 году наблюдается тенденция проникновения воздушного транспорта на маршруты протяженностью менее 1 000 км за счет оптимизации эксплуатации парка воздушных судов, стоимостных характеристик и времени перевозки.

Вместе с тем развитие междугородних автобусных перевозок осуществляется на направлениях с дальностью менее 700 км, где по преимуществу отсутствует тактовое движение поездов.

Железнодорожный транспорт испытывает нарастающее давление со стороны конкурентных видов транспорта и с целью снижения негативных последствий и сохранения конкурентоспособности реализует проекты по назначению поездов на маршрутах протяженностью до 500 км и от 500 до 1 000 км, а также мероприятия по обновлению подвижного состава и увеличению скорости движения поездов.

Структура пассажирооборота во внутригосударственном сообщении, %

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирооборота в 2017 году снизилась на 2,7 п. п. по сравнению с 2016 годом. Снижение было вызвано опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении, чему способствовала агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, обновление самолетного парка, увеличение количества предложенных мест и авиарейсов, постоянное сокращение дальности полетов.

Динамика количества отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2017 год к уровню прошлого года составила 101,4 %, в том числе в регулируемом сегменте – 95,6 %, в дерегулированном – 116,2 %.

Динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении к уровню прошлого года составила 97,3 %, в том числе в регулируемом сегменте – 92,4 %, в дерегулированном – 109,1 %.

Так, динамика средней дальности перевозок поездами формирования АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2017 год составила 95,9 % к уровню 2016 года.

Основные причины снижения пассажирооборота, оказавшие решающее значение:

  • снижение средней дальности поездок пассажиров;
  • перераспределение праздничных и вывозных дат по отношению к прошлому году;
  • дефицит парка плацкартных вагонов в пики перевозок (в январе и в летний период);
  • влияние високосного года;
  • общее снижение транспортной подвижности целевой аудитории железнодорожного транспорта.

Для противодействия негативным тенденциям и сохранения конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» предпринимает меры по повышению качества услуг, активно развивает Программу динамического ценообразования, Программу лояльности «РЖД Бонус» (в том числе для корпоративных клиентов) и применение маркетинговых акций как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте перевозок.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в 2017 году пассажирооборот на воздушном транспорте увеличился до 259,4 млрд пасс.-км, прирост составил 20,3 %. При этом прирост пассажирооборота к уровню 2016 года составил на международных рейсах – 29,9 %, на внутреннем рынке – 10,4 %.

Учитывая наличие определенного потенциала реализации конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта в масштабах межрегиональных перевозок между крупными агломерационными центрами, АО «ФПК» работает над реализацией проектов по назначению поездов протяженностью до 500 км и в сегменте маршрутов протяженностью от 500 до 1 000 км.

При этом стимулирование перевозок на дальние расстояния (свыше 1 000 км) возможно за счет значительного снижения тарифной нагрузки на пассажира.

Международный транспортный рынок

Организация перевозок в дальнем международном сообщении

В 2017 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях с 11 странами Европы и Азии: Германией, Францией, Монако, Польшей, Австрией, Чехией, Италией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР по 15 международным маршрутам. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении со странами СНГ и Балтии: Украиной, Молдавией, Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой и Эстонией.

Структура перевозок пассажиров в международном сообщении в 2017 году, %
Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек

Темп сокращения пассажиропотока в международном сообщении в 2017 году удалось замедлить до 1,4 %. При этом в сообщении между Россией и странами Евросоюза, а также между Россией и странами Средней и Восточной Азии, в 2017 году отмечен прирост пассажиропотока на 4,6 и 11,5 % соответственно.

Наибольший прирост наблюдался в сообщениях со следующими странами: с Таджикистаном – на 66,3 %, с Узбекистаном – на 14,1 %, с Казахстаном – на 7,4 %.

Объем перевезенных пассажиров за отчетный период составил 6 835,4 тыс. пассажиров, в том числе:

  • в сообщении со странами СНГ и Балтии – 6 129,2 тыс. пассажиров (снижение на 2,7 % к 2016 году);
  • со странами дальнего зарубежья – 706,2 тыс. пассажиров (увеличение на 9,7 % к 2016 году).
Динамика объема перевезенных пассажиров в сообщении Россия – Азия и Россия – ЕС, млн человек

Формирование тарифов

Регулируемый сегмент перевозок

В соответствии с нормативной базой (Тарифное руководство, утвержденное приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156т/1) регулирование тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах осуществлялось государством в лице ФСТ России.

Тарифы на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов едины для всей сети железных дорог России и устанавливаются для взрослых и детей (по тарифным составляющим) в зависимости от:

  • категории поезда (скорый фирменный, скорый, пассажирский фирменный, пассажирский);
  • типа вагона (плацкартный, вагон с местами для сидения), дальности поездки пассажира;
  • сезонных коэффициентов графика гибкого регулирования тарифов.

До 2015 года гибкость тарифов в регулируемом сегменте была представлена исключительно Графиком гибкого регулирования тарифов, который устанавливался ФСТ на год вперед. С 2015 года АО «ФПК» была дана возможность проведения маркетинговых скидок в сегменте плацкартных и общих вагонов в зависимости от расположения мест и глубины продажи проездных документов.

В 2016 году в соответствии с пп. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам были переданы Федеральной антимонопольной службе.

В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 декабря 2016 г. № 1835/16 стоимость проезда в регулируемом сегменте по сравнению с 2016 года для пассажира была увеличена на 3,9 %.

АО «ФПК» в 2017 году продолжило практику проведения маркетинговых акций в сегменте плацкартных вагонов в зависимости от расположения мест. Путем дифференциации стоимости проезда на различные категории мест плацкартных вагонов удалось сделать более доступными пассажирские перевозки для различных слоев населения.

При этом увеличение стоимости проезда в данном сегменте АО «ФПК» не производилось – верхняя граница интервала изменения стоимости проезда в плацкартном сегменте ограничена тарифом, устанавливаемым Тарифным руководством, Графиком гибкого регулирования тарифов и коэффициентом фирменностиКоэффициент фирменности – повышающий коэффициент к тарифам, утвержденным приказом ФСТ России № 156-т/1 от 27 июля 2010 г. с учетом ежегодной индексации (регулируемый сегмент), или к тарифам, установленным распоряжением АО «ФПК» № 818 р от 20 сентября 2010 г. с учетом ежегодной индексации (дерегулированный сегмент вне системы динамического ценообразования), устанавливаемый на поезда, аттестованные на категорию «фирменный». (применяется только для фирменных поездов).

Дерегулированный сегмент перевозок

В дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех вагонах скоростных поездов.

АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонахВ соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»..

В дерегулированный сегмент входят также туристические и коммерческие перевозки.

В этом сегменте АО «ФПК» вправе устанавливать тарифы на перевозки пассажиров самостоятельно.

Основными механизмами тарифообразования в дерегулированном сегменте является система динамического ценообразования, а также различные маркетинговые акции и тарифные инициативы.

РЖД