Международное сотрудничество

В 2017 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 22 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.

Объемы перевозок в отчетном периоде в международном сообщении сократились на 1,5 % (6,9 млн – 2016 год; 6,8 млн – 2017 год). При этом следует отметить, что в сообщении между Россией и странами Евросоюза, а также между Россией и странами Средней и Восточной Азии, пассажиропоток суммарно вырос на 8,3 %.

Обеспечить рост объемов перевозок на указанных направлениях удалось за счет взвешенной маркетинговой политики, эффективной организации перевозочного процесса, повышения клиентоориентированности Компании, а также активного взаимодействия с зарубежными партнерами в рамках двустороннего сотрудничества и на профессиональных международных площадках (ОСЖД, МСЖД, СЖТ, ЦИТ).

В 2017 году международная деятельность АО «ФПК» соответствовала планам развития Компании и была направлена на укрепление позиций лидера в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, а также повышение экономической эффективности организации перевозочного процесса.

Техническое и технологическое сотрудничество с иностранными партнерами

В 2017 году техническое и технологическое сотрудничество с зарубежными партнерами было направлено на повышение безопасности движения, качества подготовки подвижного состава в рейс, а также развитие электронных продаж.

В октябре 2017 года в Светлогорске (Калининградская область) состоялась ежегодная Конференция по безопасности движения пассажирских поездов в международном сообщении, в которой приняли участие представители крупнейших железнодорожных перевозчиков центральной и восточной Европы – DB Fernverkehr AG (ФРГ), SNCF (Франция), PKP Intercity (Польша), OBB Personenverkehr (Австрия) и АО «ФПК». В ходе конференции с европейскими специалистами в области вагонного хозяйства были обсуждены актуальные вопросы безопасности движения и повышения комфорта проезда пассажиров: вопросы технического состояния подвижного состава, актуализация правил Соглашения об обмене и использовании пассажирских вагонов в международном сообщении (RIC), а также перспективы дальнейшего сотрудничества.

Одним из наиболее значимых результатов участия АО «ФПК» в данных конференциях является снижение количества зафиксированных неисправностей подвижного состава АО «ФПК» при курсировании по территории европейских стран более чем в 10 раз.

В качестве пилотного проекта с 29 июня 2017 г. у пассажиров появилась возможность приобретения электронных проездных документов на сайте PKP Intercity (ранее на сайте Белорусской железной дороги) на поезд № 9/10 «Полонез». Между участниками сообщения заключено соответствующее соглашение о сотрудничестве при организации онлайн-продаж, в перспективе сервис будет расширен на все международные поезда, курсирующие по территории Польши. С целью развития сотрудничества в сфере электронных продаж со странами АТР в 2017 году АО «ФПК» инициировало в рамках МСЖД исследовательский проект «Интеграция систем резервирования проездных документов», который был поддержан большинством голосов участников Тихоокеанской региональной Ассамблеи МСЖД.

Данный проект направлен на поиск универсального решения для железнодорожных пассажирских перевозчиков по повышению интероперабельности систем резервирования уже применяемых в странах АТР.

Совершенствование политики тарифообразования и оптимизация международных железнодорожных сообщений

В 2017 году АО «ФПК» продолжило активно сотрудничать с железнодорожными администрациями и перевозчиками стран СНГ и Балтии по вопросам текущего тарифообразования, применения системы скидок и надбавок. Тарифная стратегия, реализованная в 2016 году, была продлена на 2017 год: были предусмотрены скидки и специальные тарифы на отдельные поезда, следующие в сообщении со странами СНГ и Балтии. Скидки предоставлялись:

  • в зависимости от срока продажи (Россия – Беларусь/Молдова/Литва/Латвия/Эстония/Казахстан/Узбекистан/Киргизия/Таджикистан);
  • на боковые места в плацкартных вагонах (Россия – Беларусь/Молдова);
  • при одновременном оформлении проездных документов на проезд «туда» и «обратно» (Россия – Беларусь);
  • при одновременном выкупе всех мест в отдельном купе купейных вагонов и вагонов СВ (Россия – Латвия).

Размер скидки варьировался от 10 до 58 % в зависимости от сообщения и применяемого тарифного плана.

При оформлении проездных документов в международные поезда, курсирующие по глобальным ценам (№ 13/14 Москва – Берлин, № 17/18 Москва – Ницца, № 23/24 Москва – Париж, № 21/22 Москва – Прага и следующие в его составе беспересадочные вагоны Москва – Вена, Санкт-Петербург – Вена и Санкт-Петербург – Прага), применялась система скидок со стоимости проезда в вагонах всех категорий.

Скидки предоставлялись на верхние места в зависимости от срока продажи, от возраста (детям, молодежи, лицам старшего возраста), при продаже мини-группам численностью от двух человек, группам от шести пассажиров, молодоженам, а также в день рождения пассажира. Размер скидок варьировался от 20 до 50 %.

Повышая экономическую эффективность международных пассажирских перевозок, помимо применения гибкой тарифной политики, Компания продолжила работу по сокращению расходов, в том числе за счет оптимизации курсирования международных поездов.

В графике движения 2016/17 года сокращена периодичность курсирования поездов № 23/24 Москва – Париж с 3 до 1 раза в неделю, № 9/10 Москва – Варшава с ежедневного до 3 раз в неделю, а также значительно снижены расходы на организацию сообщения с Прагой за счет сокращения периодичности курсирования поезда № 21/22 «Влтава» с 2 до 1 раза в неделю, оптимизации схемы поезда с 9 до 6 вагонов, а также изменения порядка следования по территории Чехии.

Кроме того, с ввода нового графика движения 2017/18 года согласован новый порядок курсирования поездов в сообщении Россия – Монголия:

  • отменен поезд № 6/5 Москва – Улан-Батор (формирования АО «ФПК»);
  • запущен новый поезд № 306/305 Иркутск – Улан-Батор периодичностью 2 раза в неделю.

Сотрудничество с SNCF

Успешный опыт реализации проекта с SNCF по организации использования российских вагонов в составах «ночных поездов», курсирующих в сообщен ии Париж – Ницца, показал перспективность данного направления.

Участниками проекта был отмечен высокий уровень заполняемости вагонов (в среднем около 69 %) и положительная реакция пассажиров на возможность путешествовать российскими вагонами высокого уровня комфорта во внутриевропейском сообщении. Проект планировалось развивать, однако, в связи с решением правительства Франции об отмене ночных перевозок по ряду маршрутов, включая Париж – Ницца, в декабре 2017 года проект был завершен по инициативе французских коллег.

Сотрудничество с SNCF теперь ориентировано на совершенствование существующих железнодорожных продуктов – поездов № 17/18 Москва – Ницца и № 23/24 Москва – Париж.

Сотрудничество в рамках международных организаций

В условиях высокой конкуренции с другими видами транспорта, роста финансовой нагрузки на перевозчика за использование железнодорожной инфраструктуры и, как следствие, падения объемов перевозок АО «ФПК» выступило инициатором и активным участником продвижения идеи создания на международном рынке железнодорожных пассажирских перевозок конкурентную среду с государственной поддержкой участников сообщений.

В феврале 2017 года была принята Резолюция Комитета по внутреннему транспорту в отношении международных железнодорожных пассажирских перевозок по маршруту Восток – Запад (далее Резолюция) Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

В документе отмечено, что существует потенциал значительного роста пассажиропотока, и сформулированы предложения для правительств государств и железнодорожных компаний по созданию условий для реализации этого потенциала.

В течение 2017 года состоялись XXXII Конференция Генеральных директоров железных дорог ОСЖД (17–21 апреля 2017 г., г. Минск), XLV сессия Совещания Министров ОСЖД (5–8 июня 2017 г., Сочи), Международный пассажирский форум СЖТ (7–8 сентября 2017 г., Астана), участники которых выразили приверженность Резолюции и инициировали внутри организаций разработку планов мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности международных железнодорожных пассажирских перевозок.

В качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности в Резолюции выделена работа над оптимизацией процедур прохождения государственных границ пассажирами международных поездов, исключающей необходимость длинных стоянок на железнодорожных пунктах пропуска.

В течение 2017 года представители АО «ФПК» продолжили участие в работе неофициальной Рабочей группы под эгидой ОСЖД, отвечающей за разработку проекта Конвенции об облегчении условий пересечения государственных границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа (далее – Конвенция), а также за ее продвижение на заседаниях рабочих групп Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН (далее – КВТ ЕЭК ООН).


Резолюция Комитета по внутреннему транспорту в отношении международных железнодорожных пассажирских перевозок по маршруту Восток – Запад ЕЭК ООН

Комитет по внутреннему транспорту:

  • призывает железнодорожные предприятия, работающие на маршруте Восток – Запад, к осуществлению регулярного сотрудничества в целях планирования, проектирования и создания услуг по железнодорожным пассажирским перевозкам путем достижения согласия относительно единых услуг, расписаний движения, конкурентных и транспарентных тарифов и маршрутов, предлагает правительствам заинтересованных стран активнее привлекать механизмы государственной поддержки для сохранения международных железнодорожных пассажирских перевозок путем совершенствования их нормативно-правовой базы;
  • предлагает правительствам на основе глубокого анализа рынка пассажирских перевозок применять принципы экономической ответственности при осуществлении международных перевозок;
  • беря во внимание принятое на 70-й сессии SC.2 решение о  «дорожной карте» завершения разработки новой конвенции об облегчении условий железнодорожных перевозок пассажиров и багажа через границы, предлагает заинтересованным странам принять меры для завершения работы над проектом конвенции, а также информировать секретариат ЕЭК ООН о своей готовности подписать и ратифицировать эту новую конвенцию после завершения работы над ней;
  • предлагает секретариату ЕЭК ООН оказать добрые услуги для содействия таким усилиям, в частности для рассмотрения на регулярной основе в рамках повестки дня SC.2 темы, касающейся международных железнодорожных пассажирских перевозок;
  • просит Рабочую группу ЕЭК ООН по железнодорожному транспорту (SC.2) представить доклад о ходе работы над вышеуказанными вопросами, а также предложить возможные следующие шаги по наращиванию международных железнодорожных пассажирских перевозок по маршруту Восток – Запад на LXXX сессии (2019 год) Комитета по внутреннему транспорту для их рассмотрения и утверждения.

Работа проводилась в соответствии с «Дорожной картой», принятой на LXXIX сессии КВТ ЕЭК ООН.

Назначение Конвенции соответствует Целям устойчивого развития ООН до 2030 года в части развития транспортной инфраструктуры и повышения мобильности населения в международном сообщении.

Принятие Конвенции позволит перевозчикам реализовать инновационные проекты в сфере железнодорожного сообщения, в частности по евро-азиатским транспортным маршрутам, а также может стать одной из предпосылок развития высокоскоростного межгосударственного сообщения.