Инвестиционная деятельность

Инвестиционная политика Компании является элементом реализации стратегии развития, которая определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.

Инвестиции и их ранжирование

Инвестиционные проекты Компании ранжируются по пяти типам:

  • долгосрочные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
  • экономически эффективные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
  • технологические и социальные проекты.

Им присваивается ранг от 0 до 100.

Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в инвестиционную программу.

Структура Инвестиционной программы по типам
Наименование программы
Доля в программе, % Ранг

Долгосрочные проекты:

реконструкция ЛВЧД Орехово-Зуево;

реконструкция ВМК и ДОК

18

От 63 до 100

Возмещение выбытия основных средств с прямым экономическим эффектом, в том числе:

обновление подвижного состава в фирменных поездах

23

От 46 до 100

Проекты с прямым экономическим эффектом, в том числе:

приобретение двухэтажных вагонов, развитие продаж электронных проездных документов

38

От 26 до 80

Возмещение выбытия основных средств с технологическим эффектом, в том числе:

модернизация подвижного состава, обновление оборудования деповского хозяйства

15

От 18 до 45

Проекты с технологическим и социальным эффектом 6 От 0 до 25
Итого 100

Структура инвестиций

Объем Инвестиционной программы 2017 года составил 25,9 млрд руб.

В отчетном периоде 22,5 млрд руб., или 86,8 %, инвестиций были направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава, в том числе:

  • 17,8 млрд руб. на приобретение 425 новых пассажирских вагонов, в том числе:
    • 329 плацкартных,
    • 37 купейных,
    • 9 штабных,
    • 9 вагонов-ресторанов,
    • 41 двухэтажный вагон;
  • 4,7 млрд руб. на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы 250 вагонов.

Остальные инвестиции в размере 1,5 млрд руб., или 6,1 % от всей программы, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечению срока службы.

При формировании программы приобретения вагонов установлен приоритет в закупке нового подвижного состава для обновления вагонов в фирменных поездах. Для реализации этой цели в 2017 году закуплено 384 вагона на общую сумму 14,4 млрд руб., в том числе 329 плацкартных вагона. Учитывая прогнозируемый дефицит парка плацкартных вагонов для обеспечения пассажирских перевозок в период летнего пика, в 2017 году приоритет отдан закупке плацкартных вагонов. Остальные типы вагонов будут приобретены в 2018–2019 годах.

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, был приобретен 41 двухэтажный спальный вагон на сумму 3,4 млрд руб. для организации курсирования поездов на маршрутах:

  • Кисловодск – Москва;
  • Санкт-Петербург – Адлер;
  • Адлер – Ростов-на-Дону.

Выбор типа подвижного состава для эксплуатации на каждом конкретном направлении определяется с учетом экономических факторов – рентабельности, окупаемости инвестиций, и с учетом технических ограничений – возможности эксплуатации вагонов на конкретном направлении.

Двухэтажные вагоны характеризуются большей, по сравнению с одноэтажными вагонами, вместимостью, и, соответственно, более высокой рентабельностью эксплуатации. Двухэтажный вагон может заменить два обычных, что позволяет на направлениях с ограничениями инфраструктуры вдвое сократить число пассажирских поездов. Кроме того, данный подвижной состав позволяет удовлетворять все современные требования, предъявляемые пассажирами к комфорту перевозок.

В Инвестиционной программе 2017 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 6,6 млрд руб. Основная доля этих инвестиций – 4,7 млрд руб. – была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы 250 вагонов (далее – КВР) и модернизацию вагонов с целью повышения потребительских свойств для пассажиров. Прежде всего, это установка экологически чистых туалетов и обеспечение доступа пассажиров в сеть Интернет на фирменных поездах. В 2017 году на оснащение 534 вагонов ЭЧТК было выделено 0,8 млрд руб., для расширения доступа в сеть Интернет 3,2 тыс. вагонов фирменных поездов – 0,7 млрд руб.

При проведении КВР вагоны оснащаются кондиционерами и ЭЧТК, что позволяет сравнивать их по уровню комфорта с новыми вагонами. Стоимость КВР в 2,2–2,5 раза меньше стоимости приобретения нового вагона, что важно в условиях массового выбытия подвижного состава по сроку службы.

Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были предусмотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.

На обновление деповского хозяйства было израсходовано 0,9 млрд руб.

Основные направления инвестирования в деповское хозяйство:

  • реконструкция производственных мощностей – 0,7 млрд руб.;
  • обновление опасных производственных объектов и приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо, – 0,2 млрд руб.

На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2017 году было потрачено 0,4 млрд руб. Приоритетными направлениями являются развитие электронных каналов сбыта и автоматизация производственных процессов Компании.

Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,2 млрд руб. (реализация проектов по обеспечению транспортной безопасности).

Источники финансирования Инвестиционной программы в 2017 году:

  • собственные средства – 13,7 млрд руб.;
  • привлеченные средства – 12,2 млрд руб.
Структура Инвестиционной программы, млрд руб.
Показатели
2016 2017 +/–
Приобретение подвижного состава 14,7 17,8 3,1
Модернизация подвижного состава 3,2 6,6 3,4
Обновление деповского хозяйства 0,8 0,9 0,1
Развитие информационных технологий 0,3 0,4 0,1
Прочие проекты 0,4 0,2 –0,2
Итого 19,4 25,9 6,5

Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений в сравнении с 2016 годом, стало приобретение большего количества пассажирских вагонов в 2017 году (425 единиц), чем в аналогичном периоде 2016 года (294 единицы). Компания закупила на 131 пассажирский вагон больше и израсходовала на 3,1 млрд руб. больше, чем в 2016 году.

Приоритетные инвестиции

Инвестиции в клиентоориентированность

На повышение качества своих услуг Компания израсходовала в 2017 году 22,9 млрд руб., в том числе:

  • 17,8 млрд руб. на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (было приобретено 425 новых пассажирских вагонов);
  • 4,7 млрд руб. на капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (250 единиц).

Кроме того, на внедрение новых информационных технологий израсходовано 0,4 млрд руб.

Вложения в безопасность

На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2017 году направлено 0,4 млрд руб. Основными направлениями инвестирования в обеспечение безопасности перевозок стали:

  • реализация комплексной программы обеспечения транспортной безопасности – 0,1 млрд руб.;
  • замена оборудования, выбывающего по истечении срока службы, – 0,2 млрд руб.;
  • установка на пассажирские вагоны при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм – 0,1 млрд руб.

Модернизация

Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» в 2017 году на реконструкцию и модернизацию основных фондов направлено 2,6 млрд руб.

Инвестиции в среднесрочной перспективе

В Инвестиционной программе АО «ФПК» на 2018–2020 годы предусмотрено приобретение 350 двухэтажных вагонов на общую сумму 30,7 млрд руб., которые будут использованы в перспективных направлениях.

Приоритетным направлением инвестирования в обновление подвижного состава является приобретение вагонов для фирменных поездов. С этой целью в 2018–2020 годах планируется закупка 1 431 одноэтажного вагона отечественного производства. С целью расширения полигона эксплуатации поездов с дневным режимом пропуска в 2018–2019 годах планируется закупить 90 вагонов для формирования электропоездов «Ласточка» для организации курсирования на следующих маршрутах: Москва – Нижний Новгород, Москва – Курск, Москва – Смоленск, Адлер – Краснодар, Москва – Саранск.

Проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на 2018–2020 годы предусматривает расходы в размере 32,5 млрд руб., в том числе на капитально-восстановительный ремонт 1 564 вагонов – 31,2 млрд руб.

Кроме того, в Программе предусмотрена реализация проектов по обновлению деповского хозяйства, а также инвестиционных проектов по развитию информационных технологий.

В целом на обновление деповского хозяйства в 2018–2020 годах предусмотрены инвестиции в размере 5,8 млрд руб.

На развитие информационных технологий в Компании в 2018–2020 годах планируется направить 0,7 млрд руб. Приоритетным проектом в этом направлении является развитие электронных каналов сбыта и автоматизация производственных процессов Компании.

Общий объем инвестиций по прочим проектам на период 2018–2020 годов планируется на уровне 1,2 млрд руб.