Инвестиционная деятельность
Инвестиционная политика Компании является элементом реализации стратегии развития, которая определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.
Инвестиции и их ранжирование
Инвестиционные проекты Компании ранжируются по пяти типам:
- долгосрочные проекты;
- возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
- экономически эффективные проекты;
- возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
- технологические и социальные проекты.
Им присваивается ранг от 0 до 100.
Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в инвестиционную программу.
Наименование программы | ||
---|---|---|
Доля в программе, % | Ранг | |
Долгосрочные проекты: реконструкция ЛВЧД Орехово-Зуево; реконструкция ВМК и ДОК | 18 | От 63 до 100 |
Возмещение выбытия основных средств с прямым экономическим эффектом, в том числе: обновление подвижного состава в фирменных поездах | 23 | От 46 до 100 |
Проекты с прямым экономическим эффектом, в том числе: приобретение двухэтажных вагонов, развитие продаж электронных проездных документов | 38 | От 26 до 80 |
Возмещение выбытия основных средств с технологическим эффектом, в том числе: модернизация подвижного состава, обновление оборудования деповского хозяйства | 15 | От 18 до 45 |
Проекты с технологическим и социальным эффектом | 6 | От 0 до 25 |
Итого | 100 | – |
Структура инвестиций
Объем Инвестиционной программы 2017 года составил 25,9 млрд руб.
В отчетном периоде 22,5 млрд руб., или 86,8 %, инвестиций были направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава, в том числе:
- 17,8 млрд руб. на приобретение 425 новых пассажирских вагонов, в том числе:
- 329 плацкартных,
- 37 купейных,
- 9 штабных,
- 9 вагонов-ресторанов,
- 41 двухэтажный вагон;
- 4,7 млрд руб. на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы 250 вагонов.
Остальные инвестиции в размере 1,5 млрд руб., или 6,1 % от всей программы, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.
Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечению срока службы.
При формировании программы приобретения вагонов установлен приоритет в закупке нового подвижного состава для обновления вагонов в фирменных поездах. Для реализации этой цели в 2017 году закуплено 384 вагона на общую сумму 14,4 млрд руб., в том числе 329 плацкартных вагона. Учитывая прогнозируемый дефицит парка плацкартных вагонов для обеспечения пассажирских перевозок в период летнего пика, в 2017 году приоритет отдан закупке плацкартных вагонов. Остальные типы вагонов будут приобретены в 2018–2019 годах.
Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, был приобретен 41 двухэтажный спальный вагон на сумму 3,4 млрд руб. для организации курсирования поездов на маршрутах:
- Кисловодск – Москва;
- Санкт-Петербург – Адлер;
- Адлер – Ростов-на-Дону.
Выбор типа подвижного состава для эксплуатации на каждом конкретном направлении определяется с учетом экономических факторов – рентабельности, окупаемости инвестиций, и с учетом технических ограничений – возможности эксплуатации вагонов на конкретном направлении.
Двухэтажные вагоны характеризуются большей, по сравнению с одноэтажными вагонами, вместимостью, и, соответственно, более высокой рентабельностью эксплуатации. Двухэтажный вагон может заменить два обычных, что позволяет на направлениях с ограничениями инфраструктуры вдвое сократить число пассажирских поездов. Кроме того, данный подвижной состав позволяет удовлетворять все современные требования, предъявляемые пассажирами к комфорту перевозок.
В Инвестиционной программе 2017 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 6,6 млрд руб. Основная доля этих инвестиций – 4,7 млрд руб. – была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы 250 вагонов (далее – КВР) и модернизацию вагонов с целью повышения потребительских свойств для пассажиров. Прежде всего, это установка экологически чистых туалетов и обеспечение доступа пассажиров в сеть Интернет на фирменных поездах. В 2017 году на оснащение 534 вагонов ЭЧТК было выделено 0,8 млрд руб., для расширения доступа в сеть Интернет 3,2 тыс. вагонов фирменных поездов – 0,7 млрд руб.
При проведении КВР вагоны оснащаются кондиционерами и ЭЧТК, что позволяет сравнивать их по уровню комфорта с новыми вагонами. Стоимость КВР в 2,2–2,5 раза меньше стоимости приобретения нового вагона, что важно в условиях массового выбытия подвижного состава по сроку службы.
Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были предусмотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.
На обновление деповского хозяйства было израсходовано 0,9 млрд руб.
Основные направления инвестирования в деповское хозяйство:
- реконструкция производственных мощностей – 0,7 млрд руб.;
- обновление опасных производственных объектов и приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо, – 0,2 млрд руб.
На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2017 году было потрачено 0,4 млрд руб. Приоритетными направлениями являются развитие электронных каналов сбыта и автоматизация производственных процессов Компании.
Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,2 млрд руб. (реализация проектов по обеспечению транспортной безопасности).
Источники финансирования Инвестиционной программы в 2017 году:
- собственные средства – 13,7 млрд руб.;
- привлеченные средства – 12,2 млрд руб.
Показатели | |||
---|---|---|---|
2016 | 2017 | +/– | |
Приобретение подвижного состава | 14,7 | 17,8 | 3,1 |
Модернизация подвижного состава | 3,2 | 6,6 | 3,4 |
Обновление деповского хозяйства | 0,8 | 0,9 | 0,1 |
Развитие информационных технологий | 0,3 | 0,4 | 0,1 |
Прочие проекты | 0,4 | 0,2 | –0,2 |
Итого | 19,4 | 25,9 | 6,5 |
Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений в сравнении с 2016 годом, стало приобретение большего количества пассажирских вагонов в 2017 году (425 единиц), чем в аналогичном периоде 2016 года (294 единицы). Компания закупила на 131 пассажирский вагон больше и израсходовала на 3,1 млрд руб. больше, чем в 2016 году.
Приоритетные инвестиции
Инвестиции в клиентоориентированность
На повышение качества своих услуг Компания израсходовала в 2017 году 22,9 млрд руб., в том числе:
- 17,8 млрд руб. на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (было приобретено 425 новых пассажирских вагонов);
- 4,7 млрд руб. на капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (250 единиц).
Кроме того, на внедрение новых информационных технологий израсходовано 0,4 млрд руб.
Вложения в безопасность
На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2017 году направлено 0,4 млрд руб. Основными направлениями инвестирования в обеспечение безопасности перевозок стали:
- реализация комплексной программы обеспечения транспортной безопасности – 0,1 млрд руб.;
- замена оборудования, выбывающего по истечении срока службы, – 0,2 млрд руб.;
- установка на пассажирские вагоны при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм – 0,1 млрд руб.
Модернизация
Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» в 2017 году на реконструкцию и модернизацию основных фондов направлено 2,6 млрд руб.
Инвестиции в среднесрочной перспективе
В Инвестиционной программе АО «ФПК» на 2018–2020 годы предусмотрено приобретение 350 двухэтажных вагонов на общую сумму 30,7 млрд руб., которые будут использованы в перспективных направлениях.
Приоритетным направлением инвестирования в обновление подвижного состава является приобретение вагонов для фирменных поездов. С этой целью в 2018–2020 годах планируется закупка 1 431 одноэтажного вагона отечественного производства. С целью расширения полигона эксплуатации поездов с дневным режимом пропуска в 2018–2019 годах планируется закупить 90 вагонов для формирования электропоездов «Ласточка» для организации курсирования на следующих маршрутах: Москва – Нижний Новгород, Москва – Курск, Москва – Смоленск, Адлер – Краснодар, Москва – Саранск.
Проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на 2018–2020 годы предусматривает расходы в размере 32,5 млрд руб., в том числе на капитально-восстановительный ремонт 1 564 вагонов – 31,2 млрд руб.
Кроме того, в Программе предусмотрена реализация проектов по обновлению деповского хозяйства, а также инвестиционных проектов по развитию информационных технологий.
В целом на обновление деповского хозяйства в 2018–2020 годах предусмотрены инвестиции в размере 5,8 млрд руб.
На развитие информационных технологий в Компании в 2018–2020 годах планируется направить 0,7 млрд руб. Приоритетным проектом в этом направлении является развитие электронных каналов сбыта и автоматизация производственных процессов Компании.
Общий объем инвестиций по прочим проектам на период 2018–2020 годов планируется на уровне 1,2 млрд руб.