Персонал
АО «ФПК» считает свой персонал важнейшим активом и основой конкурентоспособности.
Компания управляет человеческим капиталом таким образом, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей и создать условия для личностного роста сотрудников. Привлечение и закрепление у персонала необходимой квалификации, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются приоритетами кадровой политики.
Структура персонала
Численность персонала Компании составляет 62,8 тыс. человек.
Основная часть (38,7 тыс. человек или 61,6 % сотрудников) заняты непосредственно обслуживанием пассажиров.
За счет реализации Программ по повышению производительности труда и оптимизации организационно-штатной структуры списочная численность сотрудников снизилась на 4,8 % по сравнению с 2016 годом.
Сотрудники по видам деятельности | На 31 декабря 2016 г. | На 31 декабря 2017 г. |
---|---|---|
Персонал в сфере обслуживания пассажиров в поездах | 36 811 | 35 212 |
Персонал в сфере продажи билетов | 6 953 | 6 897 |
Персонал в сфере технического обслуживания и ремонта подвижного состава | 13 026 | 12 485 |
Прочий персонал | 9 138 | 8 177 |
Итого | 65 928 | 62 771 |
Подбор персонала
Подбор сотрудников в Компанию осуществляется в двух основных сегментах должностей: массовом и в категории «руководители и специалисты». АО «ФПК» стремится привлекать талантливых людей, которые смогут внести свой вклад в развитие Компании. На массовые должности (проводник пассажирского вагона, билетный кассир) в основном привлекаются внешние кандидаты. При подборе руководителей и специалистов отдается предпочтение внутренним кандидатам. С внешнего рынка привлекаются редкие и уникальные специалисты.
В рамках отбора и оценки кандидатов используются различные оценочные процедуры: интервью, профессиональные тесты, личностные опросники и тесты способностей. При проведении оценки используется модель корпоративных компетенций 5К+Л, где:
- компетентность – наличие профессиональных компетенций. Способность учиться и развиваться. Готовность делиться опытом и передавать знания;
- клиентоориентированность – ориентация на пользу для клиентов Компании;
- корпоративность и ответственность – ориентация на интересы Компании. Умение работать в команде. Нацеленность на результат;
- качество и безопасность – ориентация на качество и эффективность. Обеспечение безопасности;
- креативность и инновационность – выдвижение инициатив и внедрение инноваций. Поддержка инициатив других;
- лидерство – воодушевление и вовлечение других. Мотивирование и убеждение без административного давления.
В течение года оценку уровня развития корпоративных компетенций прошли свыше 16 тыс. человек, 89 % из которых – фронтлайн-персонал.
Обучение и развитие персонала
В АО «ФПК» организована эффективная система обучения и повышения квалификации сотрудников. В 2017 году обучение прошли 19,2 тыс. сотрудников, или 30,7 % от численности всего персонала Компании.
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Численность АО «ФПК», человек | 67 677 | 65 928 | 62 771 |
Общее количество обученных, человек | 21 787 | 18 853 | 19 287 |
Доля прошедших обучение в Корпоративном кадровом учебно-методическом центре АО «ФПК», % | 41 | 48 | 48 |
Бюджет, млн руб. | 97,5 | 86,9 | 96,3 |
- организация производственного инструктажа методом TWI (Training within Industry – обучение на производстве);
- эксплуатация, техническое обслуживание и диагностика неисправностей систем узлов двухэтажных пассажирских вагонов;
- построение системы управления рисками в организации;
- современные методы клиентоориентированного обслуживания пассажиров;
- особенности обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте;
- обслуживание пассажиров в период проведения Кубка конфедераций – 2017 и Чемпионата мира по футболу – 2018;
- обучение иностранным языкам;
- формирование культуры безопасности в пассажирском комплексе;
- система менеджмента безопасности движения в пассажирском комплексе;
- обеспечение транспортной безопасности;
- организация работы железнодорожных агентств;
- профессиональное обучение внутренних аудиторов.
В Компании постоянно обновляются уже существующие программы обучения и разрабатываются новые – в 2017 году вновь разработаны около 23 % от действующих программ, развивается материально-техническая база Корпоративного кадрового учебно-методического центра АО «ФПК» (далее – Центр).
Материально-техническая и методическая база Центра позволяет:
- отрабатывать навыки клиентоориентированного сервиса и эффективного взаимодействия с пассажирами;
- совершенствовать знания корпоративных стандартов сервисного обслуживания.
В рамках реализации Инвестиционной программы 2017 года в Центр закуплен мобильный компьютерный класс, позволяющий организовать интерактивное обучение на базе любого кабинета.
В 2017 году уделялось большое внимание подготовке проводников для обслуживания пассажиров в классе люкс. На занятиях проводники обучались презентации услуг Компании, особенностям устройства купе вагонов класса люкс.
Проведение тренингов по основам клиентоориентированной коммуникации позволило проводникам изучить психологию VIP-клиента, культуру речи, поведение в эмоционально напряженных ситуациях и поддержание репутации сервиса.
Практическая часть занятий по подготовке вагона к посадке пассажиров проводится непосредственно в вагоне-тренажере с купе класса люкс.
Для изучения потребностей клиентов и построения доверительных и долгосрочных отношений психологи Компании проводят занятия с персоналом в формате интерактивного взаимодействия. В 2017 году проведено более 3,5 тыс. тренингов без отрыва от основной деятельности.
Развивать у сотрудников навыки клиентоориентированности помогают разработанные в Компании методические материалы:
- пособие «Корпоративные правила общения с клиентами»;
- кейсы по работе с обращениями (возражениями) пассажиров;
- серия информационных брошюр «Клиентоориентированность в вопросах и ответах»;
- пособие по внешнему виду сотрудников сферы обслуживания клиентов.
Для достижения стратегических целей Компании и повышения эффективности бизнеса 2,7 тыс. руководителей и специалистов прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования. В 2017 году расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала составили 96,3 млн руб.
Организация целевой подготовки молодых кадров
Для поддержания притока молодых кадров АО «ФПК» сотрудничает с 9 профильными университетскими комплексами железнодорожного транспорта.
По целевым программам высшего и среднего профессионального образования обучается 271 студент.
Для студентов целевого обучения дневных отделений проводились дни специализации, на которых они могли ознакомиться с производственной деятельностью и задачами Компании.
По программе бакалавриата направления «Менеджмент» с использованием дистанционных технологий обучаются 66 сотрудников поездных бригад.
Формирование студенческих отрядов проводников
Для обеспечения персоналом в период летних пассажирских перевозок Компания ежегодно, начиная с 2010 года, привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. Летом 2017 года 10 099 студентов из более чем 300 образовательных учреждений других отраслей и ведомств были трудоустроены в филиалы Компании. Третий год подряд АО «ФПК» привлекает студентов в период зимних каникулярных перевозок.
В 2017 году расходы Компании по договору с оренбургским региональным отделением Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» об оказании услуг по формированию студенческих отрядов из числа учащихся учебных заведений для работы проводниками пассажирских вагонов в филиалах АО «ФПК» в периоды летних и зимних пассажирских перевозок составили 69,1 млн руб.
По итогам года АО «ФПК» присуждена Премия Правительства Москвы «Лучший работодатель для молодежи – 2017» в номинации «За продуктивную реализацию потенциала студенческих отрядов».
Система оплаты труда и мотивации сотрудников
Повышение конкурентоспособности заработной платы осуществляется через совершенствование механизма мотивации с учетом повышения эффективности работы Компании и производительности труда.
Система мотивации направлена на материальную заинтересованность и ответственность сотрудников АО «ФПК» за результаты в обеспечении безопасности движения поездов и качества ремонта и обслуживания вагонов, повышении качества обслуживания пассажиров и комфорта поездки, в том числе при обслуживании подвижного состава нового поколения, а также за владение иностранным языком.
По итогам работы в 2017 году средняя заработная плата сотрудников Компании составила 42 675 руб., что выше уровня прошлого года на 8,8 %, прирост реальной заработной платы составил 4,9 %. За выполнение бюджетных параметров сотрудникам выплачивалось годовое вознаграждение.
Соотношение заработной платы Компании с заработной платой в Российской Федерации по полному кругу организаций составило 1,08. По итогам работы за 2016 год соотношение находилось на уровне 1,06.